«Система-112» и оповещение об угрозах ЧС и ЧП

Ответственный:  Алхазов Дмитрий Михайлович
Последнее обновление: 1 марта 2017

Описание

В рамках ФЦП «Создание системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру 112 в Российской Федерации на 2013–2017 годы» Минкомсвязь России разработала системные проекты «системы-112» для 10 регионов России. 

В число регионов вошли: Астраханская, Калининградская, Калужская, Московская, Новосибирская, Орловская и Тульская области, а также республики Коми, Татарстан и город Санкт-Петербург. 

«Система-112» уже успешно работает в промышленной эксплуатации в Воронежской, Калужской, Курской, Московской областях, Республике Татарстан и Хабаровском крае. До конца 2017 года «систему-112» планируется запустить во всех регионах России. 

В результате реализации ФЦП по созданию «системы-112» в Российской Федерации прогнозируется снижение уровня смертности и числа пострадавших при происшествиях и чрезвычайных ситуациях, обеспечение роста безопасности и благополучия граждан. Это соответствует Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 года, утвержденной Указом Президента РФ №537 от 12 мая 2009 года. 

«Система-112» — территориально-распределенная автоматизированная информационно-управляющая система, создаваемая в границах субъекта РФ.

«Система-112» состоит из основных подсистем:

  • телекоммуникационная подсистема, обеспечивающая прохождение вызовов (сообщений о происшествиях), включая телефонные вызовы и короткие текстовые сообщения (SMS), от пользователей (абонентов) сетей фиксированной или подвижной радиотелефонной связи в «систему-112», а также прохождение вызова (сообщения о происшествии) от «системы-112» в дежурно-диспетчерские службы соответствующих экстренных оперативных служб;
  • информационно-коммуникационная подсистема, обеспечивающая хранение и актуализацию баз данных, обработку информации о полученных вызовах (сообщениях о происшествиях) и возможность получения информации о происшествии из архива в оперативном режиме, а также информационно-аналитическую поддержку принятия решений по экстренному реагированию на принятые вызовы (сообщения о происшествиях) и планированию мер реагирования. В состав этой подсистемы входит центр обработки вызовов, в котором производится прием и обработка вызовов (сообщений о происшествиях), поступающих в «систему-112»;
  • подсистема консультативного обслуживания, предназначенная для оказания информационно-справочной помощи лицам, обратившимся по номеру 112, по вопросам обеспечения безопасности жизнедеятельности;
  • геоинформационная подсистема, отображающая на основе электронных карт природно-географические, социально-демографические, экономические и другие характеристики территории, местонахождение лица, обратившегося по номеру 112, и (или) абонентского устройства, с которого осуществлен вызов (сообщение о происшествии), место происшествия, а также местонахождение транспортных средств экстренных оперативных служб, привлеченных к реагированию на происшествие;
  • подсистема мониторинга, предназначенная для приема и обработки информации и сигналов, поступающих от датчиков, установленных на контролируемых стационарных и подвижных объектах, в том числе от автомобильных терминалов системы экстренного реагирования при авариях «ЭРА-ГЛОНАСС» и терминалов ГЛОНАСС/GPS, установленных на транспортных средствах экстренных оперативных служб, привлеченных к реагированию на происшествие, и транспортных средствах, перевозящих опасные грузы;
  • подсистема обеспечения информационной безопасности, предназначенная для защиты информации и средств ее обработки в «системе-112».

Инициирование

Указ Президента Российской Федерации №1632 от 28 декабря 2010 года  «О совершенствовании системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб на территории Российской Федерации»

Цели

  • Организация вызова экстренных оперативных служб по принципу «одного окна».
  • Организация комплекса мер, обеспечивающих ускорение реагирования и улучшение взаимодействия экстренных оперативных служб при вызовах (сообщениях о происшествиях).
  • Реализация требований гармонизации способа вызова экстренных оперативных служб в Российской Федерации с законодательством Европейского союза.

Участниками создания «системы-112»  являются Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Минкомсвязь России, Министерство внутренних дел РФ, Министерство здравоохранения РФ, Федеральная служба безопасности РФ, другие федеральные органы исполнительной власти, вызов экстренных оперативных служб которых осуществляется по единому номеру 112, органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления.

Координация проводимых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления работ по созданию, развитию и организации эксплуатации «системы-112» осуществляется Министерством РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Задачи

  • координация действий операторов связи по подготовке инфраструктуры сети связи общего пользования для обеспечения работы единого номера вызова экстренных оперативных служб 112 во всех субъектах РФ.
  • организация взаимодействия сети связи общего пользования с «системой-112» для обеспечения вызова пользователями услуг связи экстренных оперативных служб по единому номеру 112.
  • разработка и согласование системного проекта телекоммуникационной подсистемы «системы-112» для каждого субъекта РФ.
  • участие в разработке типовых программно-технических требований и решений по созданию «системы-112».
  • участие в приемке выполненных работ по созданию «системы-112» в субъектах РФ.
  • издание нормативно-правового акта о начале использования единого номера 112 на территории соответствующего субъекта РФ.
  • контроль функционирования телекоммуникационной подсистемы «системы-112».

Сроки

Начало — 2010 год, окончание — 2018 год. Развитие и совершенствование «системы-112» будет продолжаться и после 2018 года.

Этапы

  1. Проектирование создания «системы-112», в том числе разработка системного проекта телекоммуникационной подсистемы, имея в виду необходимость развертывания ее на всей территории субъекта РФ;
  2. Поэтапное развертывание «системы-112» в субъекте РФ;
  3. Опытная эксплуатация развернутой в субъекте РФ «системы-112»;
  4. Государственные испытания развернутой в субъекте РФ «системы-112».

Текущий статус

В рамках ФЦП-112 Минкомсвязь России осуществляет разработку системных проектов телекоммуникационной подсистемы «системы-112» для каждого субъекта РФ.

Системный проект телекоммуникационной подсистемы «системы-112» субъекта РФ предназначен для координации действий операторов связи по подготовке инфраструктуры сети связи общего пользования в целях обеспечения работы единого номера вызова экстренных оперативных служб 112, а также используется в целях организации взаимодействия сетей связи общего пользования с «системой-112».

По состоянию на 1 ноября 2014 года Минкомсвязью России согласованы системные проекты телекоммуникационной подсистемы «системы-112» для 16 субъектов РФ. Среди них: Астраханская, Вологодская, Калининградская, Калужская, Курская, Московская, Новосибирская, Орловская, Ростовская, Тверская, Тульская, Ульяновская области, а также Республика Коми, Республика Татарстан, Санкт-Петербург и Ставропольский край.

На сегодняшний день «система-112» уже успешно работает в промышленной эксплуатации в Воронежской, Калужской, Курской, Московской областях, Республике Татарстан и Хабаровском крае. До конца 2017 года «систему-112» планируется запустить во всех регионах России. 

Бюджет

В соответствии с ФЦП-112 (постановление №223)