Форум «Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество» (АТЭС)

Ответственный:  Исмаилов Рашид Рустамович
Последнее обновление: 16 февраля 2017

Описание

В настоящее время участниками форума «Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество» (АТЭС) являются 21 страна и территория Азиатско-Тихоокеанского региона.

Руководящими органами форума являются ежегодные неформальные саммиты глав государств и правительств и приуроченные к ним встречи министров иностранных дел и министров торговли. В течение года также проводятся отраслевые министерские встречи и ежеквартальные совещания старших должностных лиц АТЭС.

Проблематикой конкретных направлений взаимодействия в АТЭС занимаются комитеты, подкомитеты, рабочие группы и другие структурные подразделения форума (в общей сложности более 50).

Задачи Российской Федерации в АТЭС закреплены в комплексном плане действий РФ в форуме АТЭС в 2016–2018 годах №4004п-П2, утвержденном Председателем Правительства РФ Дмитрием Медведевым 9 июня 2016 года.

2012 год прошел под председательством РФ форуме АТЭС. Площадка АТЭС использовалась для продвижения российских интересов в области развития и использования современных информационных и коммуникационных технологий, а также активизации сотрудничества с государствами азиатского тихоокеанского региона в интересах развития ИКТ в России.

Деятельность Минкомсвязи России в АТЭС продолжается и  направлена на развитие российских инициатив, выдвинутых в ходе года председательства России в форуме АТЭС в 2012 году по формированию единых подходов к созданию безопасной и доверенной среды в сети «Интернет» в экономиках.

История АТЭС

Форум АТЭС создан в 1989 году по инициативе премьер-министра Австралии Дж.Хоука на встрече министров экономики и иностранных дел двенадцати стран Азиатско-Тихоокеанского региона – Австралии, Брунея, Индонезии, Канады, Малайзии, Новой Зеландии, Республики Корея, Сингапура, США, Таиланда, Филиппин и Японии.

В 1991 году к форуму присоединились Китайская Народная Республика, а также, в качестве самостоятельных участников, Гонконг и Китайский Тайбэй, по Конституции КНР, соответственно особый административный район и провинция Китая.

В 1993 году в АТЭС вошли Мексика и Папуа — Новая Гвинея, в 1994 году — Чили.

В 1998 году одновременно со вступлением в АТЭС России, Вьетнама и Перу принято решение о введении десятилетнего моратория на дальнейшее расширение числа участников форума (продлен в 2008 году).

В 1993 году состоялся Первый саммит АТЭС в Сиэтле (США) и с тех пор встречи лидеров экономик АТЭС проводятся ежегодно.

Основные результаты АТЭС-2016

В ходе года председательства Перу в АТЭС и при подготовке к саммиту АТЭС-2016 основное внимание экономик Азиатско-Тихоокеанского региона было сосредоточено вокруг следующих вопросов.

1. Деглобализация. Снижение темпов роста мировой экономики и международной торговли, отсутствие продвижения в Доха раунде ВТО, Brexit и победа Дональда Трампа на выборах в США поставили под сомнение целесообразность не только глобализации, но и расширения свободной торговли в рамках создающихся партнерств.

В современной ситуации ратификация Транстихоокеанского партнерства, завершение переговоров по китайскому проекту (ВРЭП) или Трансатлантическому партнерству в ближайшее время маловероятны. На этом фоне проявилось несоответствие торговой политики (повестки партнерств и региональной интеграции) и запросов общества. Вовлечение граждан, малых и средних компаний в международную торговлю, инклюзивная торговая политика, обеспечение задач развития выходят на первый план.

2. Цифровая экономика. Наиболее динамичным вопросом, обсуждение которого стремительно набирает обороты в АТЭС и на других площадках (G20, ВТО) стала цифровая экономика и торговля. Эту повестку активно продвигают:

  • США в интересах национальных IT компаний (Apple, Google, Facebook, Microsoft): безпрепятственный доступ к IT-инфраструктуре во всех странах мира, отсутствие блокировок и ограничений на перетоки данных, отсутствие требований к локализации серверов, отсутствие пошлин и налогов на товары, поставляемые цифровым образом (приложения, музыка, фильмы, другая информация);
  • Китай (JD.com, Alibaba): создание инфраструктуры для доступа в интернет и повышение беспошлинного порога на посылки – покупки в интернет-магазинах.

Значительное внимание уделяется вопросам защиты интеллектуальной собственности и персональных данных. Другие страны, в том числе и Россия, ставят вопросы информационной безопасности, цифрового монополизма и чрезмерной концентрации данных в развитых странах (США и ЕС), вопросы защиты прав потребителей и размещения соответствующих серверов, вопросы формирования массивов открытых данных.

Предположительно, обсуждение этих вопросов будет ключевым вопросом национальной и международной повестки ведущих экономик мира в ближайшие годы.

3. Формирование Азиатско-Тихоокеанской зоны свободной торговли (АТЗСТ). Важным результатом АТЭС-2016 стало завершение Коллективного стратегического исследования возможностей реализации АТЗСТ и закрепление рекомендаций относительно дальнейших действий по реализации АТЗСТ в Декларации.

Российским достижением в этом вопросе стало признание значимости Евразийского экономического союза в процессе формирования АТЗСТ и необходимости налаживания сотрудничества с региональными экономическими блоками. Это произошло благодаря, в том числе, саммиту Россия-АСЕАН, проведенному в мае в Сочи и вступлению в силу соглашения с Вьетнамом.

4. Дорожная карта по развитию торговли услугами. Итогом АТЭС 2016 года стало и формирование дорожной карты по развитию секторов и торговли услугами. Изначально заявленная экономиками-инициаторами (Австралия, США) цель подразумевала открытие рынков и элиминирование максимального количества ограничений. С учетом различного уровня готовности экономик АТЭС к открытию рынков, итоговый документ учитывает необходимость развития национальных рынков услуг и повышения их конкурентоспособности за счет совершенствования регулирования и постепенного открытия рынков.

Ключевые задачи до 2025 года, поставленные в рамках дорожной карты, подразумевают снижение ограничений на торговлю услугами и инвестиции, увеличение доли экспорта услуг, расширение взаимной торговли услугами в АТЭС и повышение добавленной стоимости секторов услуг.

Инициирование

Межправительственный форум «Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество» образован в ноябре 1989 году. РФ является членом АТЭС с 1998 года.

Цели

Отстаивание интересов России в вопросах информационно-коммуникационных технологий и трансграничного электронного документооборота для широкого спектра деловых и социальных сервисов, развитие российских инициатив по созданию перспективы взаимодействия и обмена опытом в области ИКТ, развитие российских инициатив по использованию ИКТ для повышения уровня жизни социально незащищенных слоев населения и другие.

Глобальный контекст — решение задач, поставленных Президентом РФ, по формированию от Атлантики до Тихого океана единого экономического и человеческого пространства.

Задачи

Участие в деятельности рабочих органов форума АТЭС, таких как:

  • совещание министров связи и информатизации (ТELMIN);
  • рабочая группа по телекоммуникациям и информатизации (TEL);
  • специальная группа по вопросам электронной коммерции (ECSG).

Реализация российских проектов и инициатив.

Этапы

Совещание министров связи и информатизации форума АТЭС (ТELMIN).