Качество связи

Ответственный:  Алхазов Дмитрий Михайлович
Последнее обновление: 16 января 2017

Описание

Управление качеством связи должно базироваться на передовых подходах и практиках регулирования, обеспечивающих высокую эффективность при минимальных обременениях участников рынка и существенном снижении бюджетной нагрузки на регуляторные функции.

К таким новым подходам относятся:

  • применение механизмов сравнения результатов измерений параметров качества аналогичных услуг разных операторов вместо установления обязательных норм; 
  • применение механизмов саморегулирования для формирования и исполнения правил и порядка проведения измерений и предоставления их результатов;
  • открытость методик измерений и мониторинга, позволяющих осуществлять измерения любой заинтересованной стороне на основе единых принципов, правил и алгоритмов; 
  • публичность результатов измерений и мониторинга, доступных всем участникам рынка и заинтересованными сторонам;
  • вовлечение в процесс измерений пользователей услугами связи, предоставление им технической возможности самостоятельно осуществлять оценку качества оказываемых услуг и публиковать результаты;
  • привлечение к оценке качества связи третьих, незаинтересованных сторон, обеспечивающих проведение независимых измерений и анализ их результатов.

Инициирование

6 февраля 2013 года в ходе совещания у Председателя Правительства Российской Федерации Дмитрия Медведева Минкомсвязи России совместно с Правительством Москвы и операторами связи было поручено разработать комплекс мер, в том числе правового и организационного характера, по улучшению качества услуг подвижной радиотелефонной связи в Москве. 

Минкомсвязь России сформулировала комплекс мер по улучшению качества услуг подвижной радиотелефонной связи в Москве, который был утвержден 9 апреля 2013 года поручением заместителя Председателя Правительства РФ Аркадием Дворковичем.

Цели

Качество связи, наряду с проникновением услуг широкополосного доступа, является основным комплексным показателем, характеризующим выполнение поставленной перед отраслью задачи по обеспечению доступности услуг связи и интернета. При этом качество связи позволяет оценить все аспекты решаемой задачи — от состояния и уровня развития сетевой инфраструктуры до степени удовлетворенности пользователя и защиты его прав. 

В ходе реализации мероприятий будут разработаны общие подходы и принципы организации и обеспечения функционирования процессов управления качеством связи, направленные на стимулирование развития телекоммуникационной инфраструктуры и обеспечения доступности услуг фиксированного и беспроводного широкополосного доступа и услуг подвижной радиотелефонной связи, а также выработка предложений по совершенствованию нормативной базы отрасли.

Задачи

  • Определение системы и принципов управления качеством связи, а также разработка и утверждение единых унифицированных требований к организационно-техническим мероприятиям по оценке, мониторингу и декларированию качественных показателей и параметров, обеспечению их функционирования. 
  • Разработка и утверждение концепции управления качеством связи в Российской Федерации и плана ее реализации.
  • Определение перечня и разработка нормативных актов, обеспечивающих реализацию концепции управления качеством связи в Российской Федерации.

Этапы

  • 2013 год — пилотный проект по апробации мероприятий по улучшению качества связи в Северном административном округе Москвы;
  • 2014–2015 годы — реализация практических мероприятий по улучшению качества связи на территории всей Москвы; 
  • 2014–2015 годы — разработка и утверждение концепции управления качеством связи;
  • 2014–2015 годы — разработка и утверждение нормативных правовых актов, обеспечивающих реализацию Концепции управления качеством связи в Российской Федерации.

Текущий статус

Для упрощения порядка ввода в эксплуатацию базовых станций и объектов связи Минкомсвязь России утвердила приказ №258 «Об утверждении требований к порядку ввода сетей электросвязи в эксплуатацию». 

23 июня 2016 был принят Федеральный закон №204-ФЗ «О внесении изменений в статьи 2 и 24 Федерального закона “О связи”», который устанавливает порядок многосубъектного использования радиочастотного спектра. Совместное использование радиочастотного спектра предполагает объединение выделенных разным операторам связи полос радиочастот в рамках общего телекоммуникационного оборудования с целью повышения рентабельности инвестиций в строительство сетей связи и сокращения сроков окупаемости. Это сказывается на повышении качества и доступности оказываемых услуг связи. Такой подход также позволит обеспечить покрытие территории одновременно несколькими операторами связи, что является важной составляющей в условиях конкурентного рынка.

С 1 января 2015 года в соответствии с приказом Минкомсвязи России №279 от 4 сентября 2014 года вступили в силу изменения в Методику расчета размеров разовой платы и ежегодной платы за использование в Российской Федерации радиочастотного спектра, которые ввели новый принцип взимания платы за использование радиочастотного спектра. Теперь плата за пользование радиочастотным спектром больше не связана с числом радиоэлектронных средств (базовых станций), вводимых оператором связи в эксплуатацию в субъекте Российской Федерации, а зависит от ширины полосы радиочастотного спектра, то есть от объема используемого им радиочастотного ресурса. Изменения коснулись радиотехнологий стандартов GSM (кроме GSM–R), IMT MC–450, UMTS, LTE и их последующих модификаций. Применение нового принципа взимания платы за радиочастотный спектр позволяет обеспечить равные условия операторам связи и является реальным экономическим стимулом для динамичного развития сетей связи.

Упрощенный порядок регистрации радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств в электронном виде предусматривается разработанным Минкомсвязью России проектом постановления Правительства РФ «О порядке регистрации радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств». Внесение изменений в действующий порядок регистрации позволит более оперативно решать вопросы регистрации и учета радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств, оптимизировать процедуры, связанные с регистрацией радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств, и существенно сократит срок начала использования радиоэлектронных средств.

В 2014 году Минкомсвязь России осуществляла разработку проекта концепции управления качеством связи в РФ. Основные тезисы, которые лежат в основе документов:

  1. Регулирование качества связи должно основываться на минимальном государственном воздействии и рыночных механизмах, основанных на возможности абонента самостоятельно определять, услугами связи какого оператора ему пользоваться, исходя, прежде всего, из достоверной информации о соотношениях цены и качества оказываемых услуг связи. Использование принципов саморегулирования позволяет обеспечить снижение нагрузки на бюджет за счет вовлечения абонентов и операторов связи в процесс управления и контроля качества услуг связи;
  2. Для обеспечения такого регулирования качества услуг связи необходимо нормативно установить правила регулярного мониторинга качества услуг связи с опубликованием его результатов, а именно:
    • порядка мониторинга качества и декларирования его результатов;
    •  круга организаций и ведомств, проводящих такой мониторинг и опубликования;
    • перечня услуг связи и отдельных их параметров, подлежащих мониторингу;
    • методик оценки и измерений при мониторинге.
  3. Наделение Роскомнадзора новыми контрольно-надзорными и иными дополнительными функциями в сфере контроля и управления качеством связи представляется избыточным.

Для апробации нормативного правового и организационно-методологического обеспечения мероприятий по оценке и улучшению качества услуг подвижной радиотелефонной связи в 2013 году Правительство Москвы совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и операторами связи на территории тестовой зоны Северного административного округа города Москвы реализовало пилотный проект по отработке следующего комплекса практических мероприятий: 

  • Оценочное испытание качества услуг подвижной радиотелефонной связи, в соответствии с утвержденной методикой, для выявления проблемных мест и оценки уровня качества предоставляемых услуг связи населению.
  • Определение в выявленных проблемных местах объектов для установки базовых станций, включая объекты городской собственности, и согласование с собственниками этих объектов условий размещения базовых станций операторов связи.
  • Определение объектов федеральной собственности, находящихся на территории Москвы, для установки базовых станций операторов связи, представление в Росимущество их списка и условий размещения базовых станций операторов связи для оформления договорных отношений. 
  • Проведение в приоритетном и ускоренном порядке всех необходимых процедур в части получения экспертиз, выдачи разрешений, регистрации и ввода базовых станций в эксплуатацию. 
  • Проведение повторных оценочных испытаний качества услуг подвижной радиотелефонной связи на территории г. Москвы с подготовкой по результатам испытаний итогового отчета об оценке эффективности проведенных мероприятий.

Проведенные первичные оценочные испытания качества услуг подвижной радиотелефонной связи в сетях ОАО «Мобильные телесистемы», ОАО «Вымпелком» и ОАО «МегаФон» позволили понять, что сети второго поколения (2G) всех операторов подвижной радиотелефонной связи развиты в достаточной степени и обеспечивают покрытие более 98% исследованной территории с хорошим уровнем сигнала. В сетях третьего поколения (3G) зоны с низким уровнем покрытия сети наблюдались чаще, при этом покрытие сети составляет 87–90% исследованной территории в зависимости от оператора связи.

По итогам первичных оценочных испытаний и с учетом предложений операторов связи Департамент информационных технологий города Москвы утвердил перечень объектов государственной собственности Москвы для первоочередного размещения средств подвижной радиотелефонной связи. Операторы связи в ускоренном порядке при содействии ДИТ Москвы и Роскомнадзора выполнили работы по строительству и вводу в эксплуатацию новых базовых станций, оптимизировали радиочастотное планирование, улучшили качество голосовых соединений, оптимизировали магистральные каналы.

После выполнения данных мероприятий в ходе проведения повторных испытаний качества предоставляемых услуг подвижной радиотелефонной связи в стандарте 2G/3G получены положительные результаты. Доля звонков с низким качеством передачи речи снизилась на 25-30%. Доля неуспешных вызовов сократилась практически вдвое. Отмечено улучшение покрытия сетей связи третьего поколения (3G).

Положительные результаты пилотного проекта стали основанием для проведения аналогичных практических мероприятий на всей территории Москвы. Минкомсвязь России совместно с Роскомнадзором разработала и утвердила план мероприятий, предусматривающий, в том числе проведение:

  • первичной оценки качества услуг подвижной радиотелефонной связи на территории Москвы;
  • работ по улучшению качества услуг подвижной радиотелефонной связи в Москве;
  • повторной оценки качества услуг подвижной радиотелефонной связи на территории Москвы.

Министр связи и массовых коммуникаций Российской Федерации поручил Роскомнадзору обеспечить своевременное выполнение этого плана мероприятий. 

Для унификации правил и требований при проведении мероприятий по оценке качества услуг подвижной радиотелефонной связи была разработана методика оценки качества связи. 

Материалы

Федеральный закон №204-ФЗ от 23 июня 2016 года «О внесении изменений в статьи 2 и 24 Федерального закона "О связи"»