ФЦП «Электронная Россия (2002–2010 годы)»

Последнее обновление: 27 августа 2014

Описание

Утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2002 г. №65

Цели

Цели программы:

Повышение качества взаимоотношений государства и общества путем расширения возможности доступа граждан к информации о деятельности органов государственной власти, повышения оперативности предоставления государственных и муниципальных услуг, внедрения единых стандартов обслуживания населения;

  • повышение эффективности межведомственного взаимодействия и внутренней организации деятельности органов государственной власти на основе организации межведомственного информационного обмена и обеспечения эффективного использования органами государственной власти информационных и телекоммуникационных технологий, повышения эффективности управления внедрением информационных и телекоммуникационных технологий в деятельность органов государственной власти;
  • повышение эффективности государственного управления, обеспечение оперативности и полноты контроля за деятельностью органов государственной власти

Задачи программы:

  • переход на предоставление государственных услуг и исполнение государственных функций в электронном виде федеральными органами исполнительной власти;
  • развитие инфраструктуры доступа к государственным и муниципальным услугам и к информации о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления;
  • обеспечение решения задач государственного управления с использованием элементов электронного правительства;
  • развитие инфраструктуры электронного правительства

Важнейшие целевые индикаторы и показатели:

  • этапы перевода в электронный вид процессов предоставления государственных услуг федеральными органами исполнительной власти;
  • количество органов государственного контроля (надзора), оказывающих услуги по приему уведомлений о начале осуществления предпринимательской деятельности в электронном виде;
  • количество органов государственного контроля (надзора), осуществляющих документарные проверки в электронном виде;
  • доля пользователей единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) среди пользователей сети Интернет;
  • количество информационных систем, с которыми проведена интеграция для автоматизированной загрузки в сводный реестр государственных и муниципальных услуг (функций) сведений о порядке и условиях предоставления государственных услуг;
  • количество субъектов Российской Федерации, в которых внедрены типовые программно-технические решения, обеспечивающие возможность предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде с использованием типовых решений региональных порталов государственных и муниципальных услуг (функций) и региональных реестров государственных и муниципальных услуг (функций);
  • количество многофункциональных центров в субъектах Российской Федерации, использующих типовую информационную систему поддержки деятельности многофункционального центра для оказания государственных и муниципальных услуг;
  • количество центров общественного доступа к информации о деятельности органов государственной власти и к их услугам, предоставляемым в электронном виде;
  • количество федеральных органов исполнительной власти, в которых внедрена типовая автоматизированная информационная система центра телефонного обслуживания;
  • количество субъектов Российской Федерации, подтвердивших свою готовность к внедрению с 2011 года типовой универсальной электронной карты;
  • доля органов государственной власти, предоставляющих сведения в автоматизированную информационную систему анализа сведений о государственных и муниципальных торгах по реализации имущества;
  • доля официальных сайтов субъектов Российской Федерации, отвечающих требованиям законодательства Российской Федерации, касающимся полноты информации о деятельности органов государственной власти;
  • доля официальных сайтов федеральных органов исполнительной власти, отвечающих требованиям законодательства Российской Федерации, касающимся полноты информации о деятельности органов государственной власти;
  • количество государственных и муниципальных информационных систем, обеспечивающих информационное наполнение автоматизированной информационной системы обработки сведений о банкротстве;
  • количество субъектов Российской Федерации, имеющих региональные порталы по вопросам поддержки малого и среднего предпринимательства, созданные на основе типового решения;
  • создание программного обеспечения и ввод в эксплуатацию подсистем официального сайта Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных нужд, нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд в части, касающейся регистрации пользователей официального сайта и размещения информации о размещении заказов;
  • доля органов государственной власти, имеющих возможность передачи информации в единую вертикально интегрированную государственную автоматизированную информационную систему «Управление»;
  • количество органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, данные о результатах деятельности которых отображаются в информационной системе обеспечения деятельности Правительства Российской Федерации;
  • количество федеральных органов исполнительной власти, данные о результатах деятельности которых отображаются в информационной системе обеспечения деятельности Правительства Российской Федерации;
  • доля проектов основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации, находящихся в открытом доступе, в общем количестве проектов, информация о которых доступна в единой вертикально интегрированной государственной автоматизированной информационной системе «Управление»;
  • доля проектов по реализации Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации, находящихся в открытом доступе, по которым в единой вертикально интегрированной государственной автоматизированной информационной системе «Управление» осуществляется мониторинг и анализ хода их исполнения;
  • доля федеральных органов исполнительной власти, ответственных за реализацию Программы антикризисных мер Правительства Российской Федерации и предоставляющих информацию о ее выполнении в единую вертикально интегрированную государственную автоматизированную информационную систему «Управление»;
  • доля субъектов Российской Федерации, предоставляющих информацию по вопросам труда и занятости населения в единую вертикально интегрированную государственную автоматизированную информационную систему «Управление»;
  • доля субъектов Российской Федерации, предоставляющих информацию о реализации национальных проектов в единую вертикально интегрированную государственную автоматизированную информационную систему «Управление»;
  • доля субъектов Российской Федерации, предоставляющих информацию о социально-экономическом развитии региона в единую вертикально интегрированную государственную автоматизированную информационную систему «Управление»;
  • количество созданных региональных информационно-аналитических центров;
  • количество созданных ситуационных центров в высших органах государственной власти;
  • количество созданных автоматизированных рабочих мест, обеспечивающих доступ к системе электронного документооборота в Администрации Президента Российской Федерации и Аппарате Правительства Российской Федерации;
  • количество государственных услуг, при предоставлении которых используется система межведомственного электронного взаимодействия;
  • готовность технического проекта по созданию интегрированной информационной системы федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контроль в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации;
  • количество субъектов Российской Федерации, внедривших вторую очередь государственной информационно-аналитической системы контрольно-счетных органов;
  • количество удостоверяющих центров, входящих в состав единой сети удостоверяющих центров;
  • количество федеральных органов государственной власти, имеющих абонентские пункты доступа к информационной системе межведомственного электронного документооборота;
  • доля проектов создания и развития элементов инфраструктуры электронного правительства, по которым проводится экспертиза полученных результатов на предмет их соответствия содержанию Программы и исходным техническим требованиям;
  • доля разработанных федеральными органами исполнительной власти проектов внедрения информационных и телекоммуникационных технологий в соответствии с нормативными техническими правилами и требованиями;
  • количество государственных и муниципальных гражданских служащих, повысивших квалификацию в области использования информационных технологий.

Финансирование

Общий объем финансирования Программы на 2002−2010 годы составит 26964,213 млн

рублей (в ценах соответствующих лет), в том числе:

  • за счет средств федерального бюджета — 20369,431 млн рублей;
  • за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации −6594,782 млн рублей.

Общий объем финансирования Программы в 2002–2009 годах составил 17907,486 млн рублей (в ценах соответствующих лет), в том числе:
за счет средств федерального бюджета —16664,207 млн рублей, из них:

  • научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы — 1790,153 млн рублей;
  • прочие нужды — 7111,046 млн рублей;
  • государственные капитальные вложения — 7763,008 млн рублей;
  • за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации — 1243,279 млн рублей.

Общий объем финансирования Программы на 2010 год составит 3139 млн рублей (в ценах соответствующих лет), в том числе:
за счет средств федерального бюджета — 3100 млн рублей, из них:

  • научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы — 177 млн рублей;
  • прочие нужды — 1723,6 млн рублей;
  • государственные капитальные вложения — 1199,4 млн рублей;
    за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации — 39 млн рублей

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности

  • Создание инфраструктуры электронного правительства, обеспечивающей доступ к информации о деятельности и услугам органов государственной власти в электронном виде, межведомственное электронное взаимодействие и единый государственный контроль результативности деятельности органов государственной власти, что позволит снизить уровень административной нагрузки на организации и граждан и даст ежегодную экономию до 10 млрд рублей;
  • повышение эффективности бюджетных расходов на внедрение информационных и телекоммуникационных технологий в деятельность органов государственной власти на 10%;
  • снижение затрат органов государственной власти на организацию обмена информацией на межведомственном уровне на 25%;
  • уменьшение административной нагрузки на граждан и организации, связанной с представлением в органы государственной власти необходимой информации, снижение количества вынужденных обращений в органы государственной власти для получения государственных услуг и сокращение времени ожидания получения услуг на 10%;
  • обеспечение гарантированного уровня информационной открытости органов государственной власти, повышение уровня доверия и взаимодействия, сокращение затрат времени на реализацию гражданами Российской Федерации своих конституционных прав и обязанностей; повышение оперативности и качества принимаемых решений, сокращение издержек на организацию административно-управленческих процессов в органах государственной власти;
  • разработка в рамках проекта долгосрочной целевой государственной программы «Информационное общество (2011–2020 годы)» мероприятий, направленных на продолжение формирования в Российской Федерации электронного правительства в 2011–2020 годах, что обеспечит сохранность государственных инвестиций и долгосрочную экономическую эффективность от внедрения полученных от реализации Программы результатов;
  • повышение спроса на информационные и телекоммуникационные технологии со стороны органов государственной власти и, как следствие, рост объема их предложения со стороны российских производителей до 10% в год за счет повышения готовности и мотивации работников органов государственной власти к использованию в своей деятельности современных информационных и телекомунникационных технологий, а также за счет содействия разработке программ и проектов ведомственной информатизации; обеспечение формирования единого информационного пространства страны за счет развития национальной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры для государственных нужд и подключения к ней органов государственной власти на всей территории Российской Федерации.

Результаты

Федеральная целевая программа «Электронная Россия (2002-2010 годы)» (далее — Программа) была утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2002 г. №65.

Идея создания Программы возникла в начале 2000 года, когда Минэкономразвития России работало над стратегическим планом развития страны до 2010 года. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 2001 г. №207-р Минэкономразвития России совместно с Минфином России, Минпромнауки России, Минсвязи России, Минобразованием России, ФАПСИ, Росавиакосмосом и РАСУ было поручено разработать проект Программы. Через два месяца была готова первоначальная версия Программы, которая затем была рассмотрена на расширенном заседании коллегии Минэкономразвития России.

Главным разработчиком Программы выступила Высшая школа экономики — один из ведущих государственных университетов России в экономической и управленческой области. Помимо ВШЭ и перечисленных ведомств в разработке Программы принимали участие Бюро экономического анализа, Межведомственный аналитический центр, НИИ «Информатика», эксперты российских и зарубежных ИТ-компаний, представители академической науки.

Разработка Программы проводилась в отсутствии предварительно разработанной и утвержденной концепции, тем не менее, в ней нашли отражение основополагающие принципы, цели и задачи ее реализации. Программой были определены ключевые мероприятия, объемы и источники финансирования их реализации.

Государственным заказчиком — координатором Программы является Минкомсвязь России, государственными заказчиками на завершающем этапе реализации — Минкомсвязь России, Минэкономразвития России, Росинформтехнологии, Минобрнауки России и ФСО России.
Программа за время реализации претерпела ряд существенных корректировок в своих целях и серьезных изменений в планируемых результатах.

Изначально планировалось выполнение Программы в три этапа: I этап — 2002 год; II этап — 2003-2004 годы; III этап — 2005-2010 годы. При этом первоначально запланированный объем финансирования составлял 77 179,1 млн рублей, в том числе средства федерального бюджета – 39 383,0 млн рублей, средства бюджетов субъектов Российской Федерации — 22 610,1 млн рублей, внебюджетные источники — 15 186,0 млн рублей.

Фактический объем бюджетных назначений за весь период действия Программы составил 26 964,2 млн рублей, в том числе средства федерального бюджета — 20 369,4 млн рублей, средства бюджетов субъектов Российской Федерации — 6 594,8 млн рублей.

Фактическое кассовое исполнение за 2002-2010 годы составило 20 775,2 млн рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета —
19 395,2 млн рублей, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации — 1 380,0 млн рублей. Наибольшее сокращение объемов финансирования по сравнению с первоначально запланированным имелось в начальный период реализации ФЦП. В последующем плановые расходы были также сокращены в рамках корректировки ФЦП.

В связи с тем, что Программа была утверждена после утверждения Федерального Закона от 30 декабря 2001 г. №194-ФЗ «О федеральном бюджете на 2002 год» и имел место относительный срыв финансирования государственных капитальных вложений, большинство поставленных в 2002 году задач удалось выполнить за счет концентрации финансовых средств для решения ключевых задач программы. Были проведены работы по формированию стандартов в сфере ИКТ, созданию методической основы и рекомендаций по совершению сделок в электронной форме, была начата работа по обеспечению систематического представления информации федеральных органов исполнительной власти в сети Интернет, также начата реализация опытных проектов по предоставлению информационных услуг гражданам органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В 2003 году наблюдались трудности с финансированием Программы: финансирование в 2003 году мероприятий ФЦП из федерального бюджета должно было составить 7 553,5 млн рублей, однако в соответствии с Федеральным Законом от 24 декабря 2002 г. №176-ФЗ «О федеральном бюджете на 2003 год» из федерального бюджета было выделено финансирование в объеме всего 1 423,0 млн рублей. Но этих средств оказалось достаточно, чтобы в 2003 году началась активная реализация Программы в субъектах и муниципальных образованиях Российской Федерации. Были проведены мероприятия по практической реализации обеспечения открытости деятельности органов государственной власти, внедрению электронного документооборота в органах государственной власти, осуществлялось внедрение ИКТ в процессы управления федеральными целевыми программами.

В 2004 году было продолжено развитие общей информационно-технологической инфраструктуры.

Однако необходимо отметить, что работы по Программе в 2004 году осуществлялись в сложных условиях, связанных с существенно более короткими сроками реализации проектов. Вновь образованные в ходе административной реформы федеральные органы исполнительной власти начали функционировать со второй половины 2004 года.

Так, в 2004 году, Программа была профинансирована на 15,2% от объемов, предусмотренных ее Паспортом, а в целом недофинансирование с начала ее реализации уже составляло 24,0 млрд рублей (в ценах 2005 года).

Тем не менее, были продолжены работы в рамках ключевых направлений по разработке и созданию системы электронной торговли, совершенствованию взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления с хозяйствующими субъектами, совершенствованию законодательства и системы государственного регулирования в сфере ИКТ, обеспечению открытости в деятельности органов государственной власти и общедоступности государственных информационных ресурсов.

Проведенные в 2005 году работы в полной мере соответствовали целям второго этапа выполнения Программы — реализованы проекты, направленные на:

  • повышение эффективности деятельности органов государственной власти;
  • повышение информационной открытости федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления и эффективности их взаимодействия с гражданами и организациями;
  • активное вовлечение граждан и хозяйствующих субъектов в использование ИКТ за счет создания пунктов коллективного доступа к информационно-телекоммуникационной сети Интернет и информационных систем имеющих социальную направленность;
  • повышение информированности граждан Российской Федерации о проектах, реализуемых в рамках мероприятий программы.

В 2006 году существенно большее место заняли работы, направленные на обеспечение национальной безопасности и противодействие угрозам терроризма, а также на решение проблем интеграции в использовании и развитии государственных информационных систем, ресурсов и технологий и устранения дублирования работ в целях усиления контроля за расходованием бюджетных средств.

В 2006 году была принята новая редакция Программы с изменениями, внесенными постановлением Правительства Российской Федерации
от 15 августа 2006 года №502 «О внесении изменений в Федеральную целевую программу «Электронная Россия (2002 - 2010 годы)», но появление новой редакции ФЦП в середине года вновь привело к сложностям с финансированием мероприятий.

В 2006 году все еще остро стояла проблема наличия необходимого оборудования и построения инфраструктуры, обеспечивающей автоматизации основных процессов в государственном управлении даже на уровне отдельно взятых ведомств. Ключевыми задачами в рамках государственных капитальных вложений являлось приобретение оборудования и создание целевых программно-технических комплексов для выполнения отдельных функций.

В  рамках НИОКР и по затратам в рамках «Прочих нужд» проводились работы по созданию специализированных порталов, в том числе по поддержке проведения государственных закупок.

Количество регионов, использующих в своей деятельности методические материалы, стандарты, типовые решения, разработанные в рамках Программы достигло 25.

В 2007 году были продолжены работы по развитию материальной части, обеспечивающей автоматизацию выполнения функций государственного управления. Особое внимание было уделено развитию материально технической базы в регионах. Осуществлялось приобретение и установка необходимого компьютерного и сетевого оборудования и программного обеспечения для формирования программно-технических комплексов региональных информационных систем.

В 2008 году проводились работы по созданию программно-технических решений поддержки деятельности органов государственной власти, как на уровне Российской Федерации, так и на уровне отдельных субъектов Российской Федерации. К ключевым результатам, достигнутым в 2008 году, относится реализация ряда крупных проектов, направленных на создание и развитие ряда государственных информационных систем (ГАС «Управление», ГИАС КСО), Система «112», Общероссийский государственный информационный центр (ОГИЦ), распространение практики использования технологий свободного программного обеспечения, обучение госслужащих использованию ИКТ в своей деятельности, апробацию типовых решений в области региональной информатизации, развитие и создание Интернет-сайтов органов государственной власти.

В результате реализации Программы в 2002–2008 годах были заложены институциональные основы для повсеместного использования ИКТ в деятельности органов государственной власти и созданы необходимые предпосылки формирования электронного правительства в Российской Федерации. В 2002-2008 годах был подготовлен пакет законопроектов, направленных на стимулирование внедрения ИКТ, реализованы опытные проекты по организации электронного взаимодействия на межведомственном уровне и обеспечению доступа населения к информации о деятельности органов власти, развитию телекоммуникационной инфраструктуры и подключению к компьютерным сетям органов государственной власти.

В целях повышения эффективности Программы в 2008 году Минкомсвязью России был проведен анализ реализации Программы за период с 2002 по 2007 год. Результаты проведенного анализа показали, что значительная часть мероприятий, реализованных и предусмотренных действующей редакцией Программы, носили прикладной характер и были направлены на решение в основном узкоспециализированных технологических задач.

Кроме того, из-за недостаточного объема и неритмичности выделения средств на реализацию Программы так и не была создана основа единой информационной и телекоммуникационной инфраструктуры для органов государственной власти и органов местного самоуправления, не обеспечена разработка тиражируемых решений по организации электронного взаимодействия, их массовое внедрение и распространение. В связи с этим, в запланированные сроки практически по всем направлениям реализации Программы так и не удалось перейти к решению задач ее третьего этапа.

Редакция Программы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2009 г. №721, стала основным инструментом реализации на 2009-2010 годы Концепции формирования в Российской Федерации электронного правительства.

Основная цель Программы на эти годы — создание инфраструктуры электронного правительства — как комплекса вычислительных и телекоммуникационных средств, программного обеспечения, нормативно-правового и методологического обеспечения для перевода в электронный вид процесса оказания государственных и муниципальных услуг на основе единого системного подхода.

Важной задачей создания электронного правительства является создание инфраструктуры общественного доступа к услугам для всех категорий граждан через все доступные каналы общения — интернет, терминалы самообслуживания, центры телефонного обслуживания и многофункциональные центры оказания государственных и муниципальных услуг.

Создание всех этих функциональных элементов в 2009 году шло синхронно с разработкой и утверждением новой нормативной базы в сфере ведомственной и региональной информатизации, административной реформы, обеспечения открытости информации о деятельности органов государственной власти.

При этом стоит отметить, что даже скорректированная в сентябре 2009 года Программа содержала ряд унаследованных от прежних редакций недостатков, которые не удалось разрешить в процессе согласования с госзаказчиками.

В связи с этим, в целях выполнения поручения Правительства Российской Федерации о корректировке федеральной целевой программы «Электронная Россия (2002–2010 годы)» Минкомсвязью России совместно с заинтересованными ведомствами была разработана новая редакция Программы (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июня 2010 г. №403).

Проект новой редакции Программы, по сравнению с действующей редакцией был существенно скорректирован:

  • разделы и мероприятия Программы были с одной стороны укрупнены, с другой стороны перегруппированы для максимально точного отражения положений Концепции формирования в Российской Федерации электронного правительства и планов перевода в электронный вид государственных и муниципальных услуг.
  • изменились целевые индикаторы Программы. Для каждого мероприятия были назначены показатели результативности, в том числе и по всем функциональным заказчикам. Практически не осталось «валовых показателей» — никаких штук абстрактных программно-технических комплексов — только общественно-значимые результаты — конкретные рабочие места, органы государственной власти, субъекты Российской Федерации — оказывающие при помощи ИТ реальные услуги и выполняющие конкретные функции в инфраструктуре электронного правительства.
  • в рамках неизмененного бюджета на 2010 г. в 3,1 млрд руб. было скорректировано финансирование мероприятий. Приоритет отдавался только понятным задачам, объектам в высокой степени завершенности, безусловному получению к концу 2010 года конкретного практического результата. Оценивалась возможность функционирования созданных объектов без дополнительного финансирования и после завершения срока действия Программы, пусть и без полезной модернизации или масштабирования.

В 2010 году в рамках реализации Программы и Концепции формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года, а также в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации выполнен комплекс работ по формированию единой информационно-технологической и телекоммуникационной инфраструктуры электронного правительства (далее — инфраструктура электронного правительства).

По состоянию на декабрь 2010 года разработаны и функционируют в режиме опытной эксплуатации ключевые элементы центральной инфраструктуры электронного правительства на базе единого оператора:

  • федеральная государственная информационная система «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)»;
  • единая система межведомственного электронного взаимодействия;
  • единая вертикально–интегрированная государственная автоматизированная система управления (ГАС «Управление»);
  • официальный сайт Российской Федерации в сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов на реализацию (продажу);
  • программно-аппаратный комплекс, обеспечивающий независимую регистрацию (резервирование и хранение) истории проведения аукционов в электронной форме на электронных торговых площадках;
  • информационная система поддержки ведения фонда планов и программ информатизации государственных органов в составе подсистем;
  • программно-технический комплекс, обеспечивающий получение государственных услуг в электронном виде через инфраструктуру центров общественного доступа;
  • информационная система удостоверяющих центров единого пространства доверия электронного правительства.

С целью обеспечения единой технологической и коммуникационной инфраструктуры информационного взаимодействия существующих и  создаваемых государственных и муниципальных информационных систем, а также иных информационных систем, участвующих в процессах
оказания государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в электронном виде, а также обеспечения функционирования государственных информационно-аналитических систем, Минкомсвязью России создана единая система межведомственного электронного взаимодействия (далее — система взаимодействия). В настоящее время система взаимодействия находится в опытной эксплуатации (приказ Минкомсвязи России от 30.11.2010 г. №172).

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 8 сентября 2010 г. №697, утверждающим Положение о единой системе межведомственного электронного взаимодействия, система взаимодействия предназначена для решения следующих задач:

  • обеспечение исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме;
  • обеспечение предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде, в том числе с использованием универсальной электронной карты и федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (далее — Портал);
  • обеспечение информационного взаимодействия в электронном виде при предоставлении государственных и муниципальных услуг и исполнении государственных и муниципальных функций.

На начало 2011 года к системе взаимодействия с использованием защищенных каналов связи подключены 22 федеральных органа исполнительной власти и 1 внебюджетный фонд, принимающие запросы на оказание 45 государственных услуг, представляющих собой не только подачу заявления, рассматриваемого федеральными органами исполнительной власти в регламентированные сроки, например, на оформление заграничного паспорта гражданина Российской Федерации, выдачу лицензии на деятельность по изготовлению экземпляров аудиовизуальных произведений, программ для электронных вычислительных машин, но и предоставление информации, содержащейся в ведомственных информационных системах, например, информирование застрахованных лиц о состоянии их индивидуальных лицевых счетов в системе обязательного пенсионного страхования, предоставление сведений об административных правонарушениях в области дорожного движения. Проверка в ведомственных информационных системах предоставленных заявителем при регистрации на едином портале сведений также осуществляется с использованием системы взаимодействия.

Общее количество переданных через систему взаимодействия электронных сообщений с начала ее использования на сегодняшний день превышает 1,5 миллиона.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2009 года №478 «О единой системе информационно-справочной поддержки граждан и организаций по вопросам взаимодействия с органами исполнительной власти и органами местного самоуправления с использованием информационно–телекоммуникационной сети Интернет (далее — постановление №478) Портал вместе с государственной информационной системой «Сводный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)» (далее — сводный реестр) входят в состав единой системы информационно-справочной поддержки граждан и организаций по вопросам взаимодействия с органами исполнительной власти и органами местного самоуправления с использованием информационно - телекоммуникационной сети Интернет. Согласно постановлению №478 федеральные органы исполнительной власти размещают в сводном реестре сведения о государственных услугах (функциях). Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления также имеют возможность размещать сведения о государственных и муниципальных услугах в сводном реестре. Все сведения, размещенные органами государственной власти и органами местного самоуправления в сводном реестре, в течение одного дня размещаются на Портале. По состоянию на начало 2011 года были внесены в сводный реестр и опубликованы на Портале сведения о 13 771 государственных и муниципальных услугах, в том числе сведения о 575 услугах федеральных органов исполнительной власти, организаций и внебюджетных фондов, а также о 13 196 государственных и муниципальных услугах, предоставляемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Кроме того, на Портале размещена информация о 47 855 местах предоставления государственных и муниципальных услуг. Для удобства осуществления поиска размещаемая на Портале информация структурируется по категориям, по ведомствам или по «жизненным ситуациям», таким как, например, болезнь, потеря работы или выход на пенсию.

Начиная с 15 декабря 2009 года Портал был открыт для доступа граждан и организаций в тестовом режиме по адресу www.gosuslugi.ru.
С 1 января 2010 года Портал функционирует в штатном режиме. С момента открытия Портала зафиксировано 52,5 млн обращений.

Помимо информирования о порядке получения государственных и муниципальных услуг и функций, Портал обеспечивает возможность для заявителей подавать заявления в электронном виде на получение государственных услуг, получать в электронном виде информацию о ходе рассмотрения заявлений, а также юридически значимый результат рассмотрения заявления.

В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 года №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», Федеральным законом от 27 июля 2010 года №227-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», а также в целях выполнения распоряжений Правительства Российской Федерации от 17 октября 2009 года №1555-р (в редакции распоряжения Правительства Российской Федерации от 8 сентября 2010 года №1519-р) и от 17 декабря 2009 года №1993-р, (в редакции распоряжения Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2010 года №1506-р) федеральные органы исполнительной власти, внебюджетные фонды и организации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют переход на предоставление государственных и муниципальных услуг (функций) в электронном виде. Согласно перечисленным нормативным и правовым актам юридически значимое взаимодействие с заявителями (физическими и юридическими лицами) в целях предоставления государственных (муниципальных) услуг должно осуществляться, в том числе через Портал в электронном виде.

Для того, чтобы получить возможность использовать Портал для подачи заявлений в электронном виде на получение государственных услуг и получения в электронном виде информации от органов власти (в том числе результата предоставления услуги), необходимо пройти регистрацию. На Портале могут зарегистрироваться как граждане Российской Федерации, так и иностранные граждане и лица без гражданства.

За время, прошедшее со дня открытия Портала, он превратился из информационно-справочной витрины в действенный инструмент доступа к государственным услугам в электронном виде (по состоянию на 28 января 2011 года на Портале активировано 394 843 личных кабинета пользователей. С 1 апреля 2010 года по 23 декабря 2010 года на Портале было зафиксировано более 670 000 заявлений в электронном виде в органы власти за получением 59 федеральных государственных услуг).

Наиболее востребованы среди зарегистрированных пользователей Портала следующие услуги:

  • получение информации о штрафах в области безопасности дорожного движения (226 635 заявлений);
  • получение информации о состоянии индивидуального лицевого счета в Пенсионном фонде Российской Федерации (171 758 заявлений);
  • получение заграничного паспорта гражданином Российской Федерации (100 684 заявлений).

Для обеспечения поддержки пользователей Портала функционирует бесплатная федеральная «горячая линия» по номеру 8-800-100-70-10, где можно получить консультации по сложным ситуациям.

Необходимо отметить, что во исполнение решений Правительственной комиссии по внедрению информационных технологий в деятельность государственных органов и органов местного самоуправления федеральные органы исполнительной власти сформировали и утвердили планы перехода на предоставление всех предоставляемых ими государственных услуг в электронном виде. Согласно этим планам к декабрю 2014 года все государственные услуги федеральных органов власти можно будет получить в электронном виде.

В рамках создания центров общественного доступа к информации федеральных органов исполнительной власти в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в местах приема граждан и на базе отделений федеральной почтовой связи Минкомсвязь России разработала Требования к организации функционирования центров общественного доступа к официальным сайтам органов власти в сети Интернет и к государственным услугам, предоставляемым в электронном виде, которые были одобрены на заседании Правительственной комиссии по проведению административной реформы в декабре 2009 г.

Центры общественного доступа предназначены для предоставления гражданам на безвозмездной основе:

  • возможности доступа к информации о деятельности органов государственной власти, а также информации о предоставляемых ими государственных услугах;
  • возможности получения государственных услуг в электронном виде при помощи средств Единого портала государственных услуг;
  • возможности осуществления оплаты государственных услуг, а также осуществления уплаты налогов, сборов, государственных пошлин, услуг ЖКХ.

С помощью инфомата граждане могут получать информацию об услугах, предоставляемых разными ведомствами, а также производить оплату штрафов ГИБДД, госпошлины ФМС или услуг ЖКХ. Инфомат работает с личным кабинетом гражданина на Едином портале, в котором хранится информация об истории обращений и совершенных платежах. Инфомат оснащен системой приема наличных и банковских карт для проведения оплаты непосредственно с инфомата, сканером и принтером, чтобы обеспечить возможность отправки в ведомства копии документов или печати необходимых анкет, справок, бланков. В случае возникновения вопросов по работе с Единым порталом государственных услуг или самим инфоматом гражданин может непосредственно с инфомата круглосуточно в режиме видеоконференции получить у оператора всю необходимую информацию.

Со временем количество инфоматов и услуг, доступных с их помощью, будет увеличиваться. В 2010 г. в субъектах Российской Федерации установлено 500 инфоматов, предоставляющих гражданам, не имеющим доступа в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет, удобные и легкодоступные электронные сервисы получения и оплаты государственных услуг в электронном виде через инфраструктуру центров общественного доступа.

В рамках внедрения информационных систем планирования и мониторинга деятельности государственных органов Минкомсвязью России разработана Концепция создания единой вертикально интегрированной государственной автоматизированной системы управления
(ГАС «Управление»), которая одобрена решением Правительственной комиссии по проведению административной реформы 30 июня 2009 г. Принято постановление Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2009 г. №1088 «Об утверждении положения «О единой вертикально  интегрированной государственной автоматизированной системе управления» (ГАС «Управление»). В целях реализации мероприятий ФЦП «Электронная Россия (2002–2010 годы)» создан опытный участок ГАС «Управление» в рамках государственного контракта «Формирование инфраструктуры электронного правительства», заключенного между Минкомсвязью России и ОАО «Ростелеком». Интеграция ведомственных информационных систем с ГАС «Управление» проведена в соответствии с планом мероприятий.

Подводя итоги реализации Программы, следует отметить, что в целом, несмотря на существующие проблемы и объективные трудности, цели Программы, были выполнены. Основными целями Программы в 2010 году являлись:

  • повышение качества взаимоотношений государства и общества путем расширения возможности доступа граждан к информации о деятельности органов государственной власти, повышения оперативности предоставления государственных и муниципальных услуг, внедрения единых стандартов обслуживания населения;
  • повышение эффективности межведомственного взаимодействия и внутренней организации деятельности органов государственной власти на основе организации межведомственного информационного обмена и обеспечения эффективного использования органами государственной власти информационных и телекоммуникационных технологий, повышения эффективности управления внедрением информационных и телекоммуникационных технологий в деятельность органов государственной власти;
  • повышение эффективности государственного управления, обеспечение оперативности и полноты контроля за деятельностью

По итогам 2010 года из 42 целевых индикаторов и показателей, обеспеченных финансированием за счет программных средств, плановые значения достигнуты по 41 показателю:

  • в 3 органах государственного контроля (надзора), оказывающих услуги по приему уведомлений о начале осуществления предпринимательской деятельности, обеспечен прием уведомлений в электронном виде;
  • количество органов государственного контроля (надзора), осуществляющих документарные проверки в электронном виде достигло
  • 4 шт.;
  • разработана информационная система по переходу на предоставление государственных и муниципальных услуг по реализации разрешительных полномочий в сфере начала и ведения предпринимательской деятельности в электронном виде;
  • доля пользователей единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) среди пользователей сети Интернет составляет не менее 5%;
  • количество информационных систем, с которыми проведена интеграция для автоматизированной загрузки в сводный реестр государственных и муниципальных услуг (функций) сведений о порядке и условиях предоставления государственных услуг достигло 5 шт.;
  • в 25 субъектах Российской Федерации внедрены типовые программно-технические решения, обеспечивающие возможность предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде с использованием типовых решений региональных порталов государственных и муниципальных услуг (функций) и региональных реестров государственных и муниципальных услуг (функций);
  • создана специальная подсистема федерального реестра государственных услуг для анализа информации о государственных услугах;
  • количество многофункциональных центров в субъектах Российской Федерации, использующих типовую информационную систему поддержки деятельности многофункционального центра для оказания государственных и муниципальных услуг, достигло 20 шт.;
  • установлено 500 центров общественного доступа к информации о деятельности органов государственной власти и к их услугам, предоставляемым в электронном виде;
  • доля органов государственной власти, предоставляющих сведения в автоматизированную информационную систему анализа сведений о государственных и муниципальных торгах по реализации имущества достигла 100%;
  • доля официальных сайтов субъектов Российской Федерации, отвечающих требованиям законодательства Российской Федерации, касающимся полноты информации о деятельности органов государственной власти превысила плановый показатель (70%) и достигла 77%;
  • доля официальных сайтов федеральных органов исполнительной власти, отвечающих требованиям законодательства Российской Федерации, касающимся полноты информации о деятельности органов государственной власти достигла 70%;
  • количество государственных и муниципальных информационных систем, обеспечивающих информационное наполнение автоматизированной информационной системы обработки сведений о банкротстве, достигло 5 шт.;
  • разработано 10 функциональных подсистем и (или) смежных автоматизированных систем для автоматизированной информационной системы обработки сведений о банкротстве;
  • количество субъектов Российской Федерации, имеющих региональные порталы по вопросам поддержки малого и среднего предпринимательства, созданные на основе типового решения, достигло 30 шт.;
  • создан федеральный портал по вопросам поддержки малого и среднего предпринимательства (введен в промышленную эксплуатацию);
  • введено в эксплуатацию три подсистемы официального сайта Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных нужд, нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд в части, касающейся регистрации пользователей официального сайта и размещения информации о размещении заказов;
  • доля органов государственной власти, имеющих  возможность передачи информации в единую вертикально интегрированную государственную автоматизированную информационную систему «Управление» достигла 60%;
  • количество органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, данные о результатах деятельности которых отображаются в информационной системе обеспечения деятельности Правительства Российской Федерации достигло 100%;
  • количество федеральных органов исполнительной власти, данные о результатах деятельности которых отображаются в информационной системе обеспечения деятельности Правительства Российской Федерации составило 7 шт.;
  • доля проектов Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации, находящихся в открытом доступе, в общем количестве проектов, информация о которых доступна в единой вертикально интегрированной государственной автоматизированной информационной системе «Управление» составила 100%;
  • доля проектов по реализации Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации, находящихся в открытом доступе, по которым в единой вертикально интегрированной государственной автоматизированной информационной системе «Управление» осуществляется мониторинг и анализ хода их исполнения составила 100%;
  • доля федеральных органов исполнительной власти, ответственных за реализацию Программы антикризисных мер Правительства Российской Федерации и предоставляющих информацию о ее выполнении в единую вертикально интегрированную государственную автоматизированную информационную систему «Управление» составила 100%;
  • доля субъектов Российской Федерации, предоставляющих информацию по вопросам труда и занятости населения в единую вертикально интегрированную государственную автоматизированную информационную систему «Управление» составила 100%;
  • доля субъектов Российской Федерации, предоставляющих информацию о реализации национальных проектов в единую вертикально интегрированную государственную автоматизированную информационную систему «Управление» составила 100%;
  • доля субъектов Российской Федерации, предоставляющих информацию о социально-экономическом развитии региона в единую вертикально интегрированную государственную автоматизированную информационную систему «Управление» составила 15%;
  • количество созданных региональных информационно-аналитических центров  достигло 81 шт.;
  • количество созданных ситуационных центров в высших органах государственной власти достигло 6 шт.;
  • создано 500 автоматизированных рабочих мест, обеспечивающих доступ к системе электронного документооборота в Администрации Президента Российской Федерации и Аппарате Правительства Российской Федерации;
  • количество государственных услуг, при предоставлении которых используется система межведомственного электронного взаимодействия достигло  15 шт.;
  • осуществлено развитие функционала федерального портала управленческих кадров, в части возможности подачи в электронном виде документов кандидатов для участия в конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы, проведение тестирования и проверки соответствия уровня кандидата требованиям интересующей вакансии, ведение результатов проведения конкурсов на замещение вакантной должности государственной гражданской службы;
  • в 83 кадровых службах региональных органов государственной власти субъектов Российской Федерации внедрен федеральный портал управленческих кадров;
  • достигнута 100% готовность технического проекта по созданию интегрированной информационной системы федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контроль в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации;
  • в 15 субъектах Российской Федерации внедрена 2-я очередь государственной информационно-аналитической системы контрольно-счетных органов;
  • количество удостоверяющих центров, входящих в состав единой сети удостоверяющих центров достигло 12 шт.;
  • 90 федеральных органов государственной власти имеют абонентские пункты доступа к информационной системе межведомственного электронного документооборота;
  • достигнута 100% готовность технического проекта по созданию и эксплуатации на территории Российской Федерации инфраструктуры электронного правительства;
  • доля проектов создания и развития элементов инфраструктуры электронного правительства, по  которым проводится экспертиза полученных результатов на предмет их соответствия содержанию Программы и исходным техническим требованиям достигла 100%;
  • доля проектов создания и развития элементов инфраструктуры электронного правительства, по которым проводится экспертиза полученных результатов на предмет их соответствия содержанию Программы и исходным техническим требованиям достигла 100%;
  • доля разработанных федеральными органами исполнительной власти проектов внедрения информационных и телекоммуникационных технологий в соответствии с нормативными техническими правилами и требованиями достигла 20%;
  • количество государственных и муниципальных гражданских служащих, повысивших квалификацию в области использования информационных технологий превысило плановый показатель (2500 чел.) и достигло 2862 чел.

Показатель «Количество федеральных органов исполнительной власти, в которых внедрена типовая автоматизированная информационная система центра телефонного обслуживания» выполнен не в полном объеме. Система создана и эксплуатируется Минкомсвязью России в целях оказания консультационной помощи пользователям Единого портала государственных и муниципальных услуг. С конца 2010 года идет подключение пользователей к этой системе.