Nikolay Nikiforov Presented Import Substitution Plans for Telecom and Software Spheres to Chairman of the State Duma

Moscow, May 15, 2015. — Nikolay Nikiforov, Minister of Telecom and Mass Communications, took part in the meeting of working group under Chairman of the State Duma on legislative initiatives in sphere of innovative policy “Legal support of import substitution program and development of high-tech industries”. In his speech Nikolay Nikiforov noted importance of import substitution in spheres of software and telecom equipment in terms of information security and management of critical Internet infrastructure.

Nikolay Nikiforov reminded that Minsvyaz approved software import substitution plan, which defines three groups of software products that should be controlled by the Government for gradual substitution.

First of all, the plan implies preferences to Russian IT products, purchased for government needs. This point concerns enterprise software market, possessing competitive national products. Particularly, business applications, anti-virus software, information security software and Internet services for corporate environment.

“We think that money of Russian taxpayers should be spend on Russian products,” said Nikolay Nikiforov, “I’m talking not about total ban, but about rational restrictions imposed on purchases at the expense of budget resources and funds of companies with state participation.”

Public discussions of draft decree of the Government of the Russian Federation on preferences to Russian software were finalized on March 27, 2015. The draft decree is being improved taking into account suggestions of interested public authorities and results of public discussions. Draft decree will be introduced to the Government of Russia after introduction of all improvements.

“We know that there is corresponding initiative in Committee on Information Policy, IT and Telecom and plan to connect these two initiatives,” noted Minister of Telecom and Mass Communications.

Second direction of the plan implies support of collective software development in segments of enterprise software market, lacking competitive software products. Particularly, client and mobile operating systems, server operating systems, database management systems, cloud infrastructure management facilities, virtualization software and user office software.

The Minister told that it’s hard to create system software with the efforts of just one country. It requires long-term investments, efforts of thousands of engineers and significant expenditures on penetration to occupied market segments.

“IT industry is monopolized by one country and few companies,” said Nikolay Nikiforov, “Our country is chairman of BRICS in 2015. I carried out negotiations with Ministers of India, China and Brazil. Next week I will carry out a meeting in South Africa. We suggest our colleagues to unite efforts for mutual development of software. It guarantees access of our further developments to BRICS markets, comprising half of global market.”

Third direction of the plan implies government support of Russian developers in specific market segments.

“I mean such software products, as software for petrochemical complex, health care and other specific industries. Such projects require financial support from existing development institutions,” said Nikolay Nikiforov, “Rosinfocominvest is one of such institutions. It is subordinated to Minsvyaz. Resources of this institution should be used for import substitution in consortium of large consumers of services on the territory of Russia, potential producers and development institutions.”

Nikolay Nikiforov also discussed import substitution of telecom equipment: “In majority of cases Russian operators use foreign telecom equipment. Conditions of financing and supplies of such equipment very often force operators to choose foreign products.”

Minister of Telecom and Mass Communications noted key role of testing, certification and verification of Russian equipment on existing operators networks. “Cooperation with Rostelecom is an example of successful partnership in telecom sphere. Cooperatively we’ve organized laboratory for testing of new Russian telecom equipment in the Republic of Bashkortostan,” said Nikolay Nikiforov, “Detailed testing fastens speed of decision-making on introduction of Russian products. It creates required demand and switch to more active use of Russian products.”

Nikolay Nikiforov expressed confidence that initiatives on regulation of legislation in sphere of public procurements are reasonable. He also noted that this topic is being discussed the Government and special-purpose committees of the State Duma.

Николай Никифоров представил Председателю Госдумы РФ планы импортозамещения в области ПО и телекоммуникаций

Москва, 15 мая 2015 года. — Министр связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Николай Никифоров принял участие в заседании рабочей группы при Председателе Государственной Думы РФ по законодательным инициативам в сфере инновационной политики «Вопросы нормативно-правового обеспечения реализации программы импортозамещения и развития высокотехнологических отраслей промышленности». В своем выступлении глава Минкомсвязи России отметил важность импортозамещения программного обеспечения (ПО) и телекоммуникационного оборудования с точки зрения информационной безопасности и вопросов управления критической инфраструктурой интернета.

Николай Никифоров напомнил, что Минкомсвязь России утвердила отраслевой план импортозамещения ПО, где определены три группы программных продуктов, которые должны находиться под пристальным контролем государства для поэтапного импортозамещения.

Первое направление плана касается предоставления преференций отечественной ИТ-продукции при осуществлении закупок за государственный счет. Оно касается тех сегментов рынка корпоративного ПО, где уже существует задел в виде конкурентоспособных отечественных продуктов. Сюда входят бизнес-приложения, антивирусное ПО, ПО для обеспечения информационной безопасности, а также интернет-сервисы для корпоративной среды.

«Мы исходим из принципа, что на деньги российского налогоплательщика должны закупаться российские продукты, — сказал Николай Никифоров. — Речь идет не о запрете, а о политике разумных ограничений при закупках за счет средств бюджета Российской Федерации различных уровней и средств компаний с государственным участием».

Рабочая группа при Председателе Госдумы по законодательным инициативам в сфере инновационной политики , 14 мая 2015, Москва

Напомним, 27 марта 2015 года завершилось общественное обсуждение разработанного Минкомсвязью России проекта постановления Правительства РФ о преференциях отечественному ПО. Сейчас заканчивается доработка проекта с учетом замечаний заинтересованных ведомств и результатов общественного обсуждения, после чего проект постановления будет внесен в Правительство РФ.

«Мы знаем, что есть соответствующая инициатива в Комитете по информационной политике, информационным технологиям и связи, и планируем связать эти две инициативы», — отметил глава Минкомсвязи России.

Второе направление плана импортозамещения включает поддержку коллективной разработки ПО в тех сегментах рынка корпоративного ПО, где нет достаточного задела в виде конкурентоспособных отечественных продуктов. Это клиентские и мобильные операционные системы (ОС), серверные ОС, системы управления базами данных, средства управления «облачной» инфраструктурой, виртуализацией, пользовательское офисное ПО.

По словам главы Минкомсвязи России, системное ПО крайне сложно создать даже усилиями одной страны, так как оно требует многолетних инвестиций, труда тысяч инженеров и серьезных затрат на проникновение в уже занятые доли рынка.

«Отрасль информационных технологий сегодня, по сути, монополизирована одной страной и буквально несколькими компаниями, — сказал Николай Никифоров. — Наша страна в этом году является председателем БРИКС. Я лично провел переговоры с министрами Индии, Китая, Бразилии, на следующей неделе провожу переговоры в ЮАР, где мы предлагаем коллегам объединить усилия наших стран для совместной разработки ПО. Это, в том числе, гарантирует доступ наших будущих разработок на соответствующие рынки БРИКС, которые, по сути, представляют половину рынка земного шара».

Третье направление отраслевого плана импортозамещения предполагает государственную поддержку отечественных производителей в сегментах рынка ПО, связанных с отраслевой спецификой.

«Это отраслевые программные продукты, такие как ПО для нефтегазохимического комплекса, здравоохранения, любой из других специфических отраслей. Этим проектам необходима поддержка “умными” деньгами за счет действующих институтов развития, — сказал глава Минкомсвязи России. — Одним из таких институтов развития, который находится в нашем ведении, является фонд “Росинфокоминвест”. Его необходимо задействовать именно для этих целей. Выделенные средства должны работать для решения задач импортозамещения в консорциуме крупных потребителей услуг на территории Российской Федерации, потенциальных компаний-производителей и собственно институтов развития».

Также в своем выступлении Николай Никифоров остановился на вопросах импортозамещения телекоммуникационного оборудования: «Российские операторы связи в большинстве случаев используют телекоммуникационное оборудование зарубежного производства. В России есть отдельный задел, но в целом условия финансирования, условия поставок этого оборудования очень часто заставляют операторов делать выбор не в пользу российских производителей. Кроме того, не по всем направлениям телекоммуникационного оборудования существует достаточный технологический задел».

Глава Минкомсвязи России отметил ключевую роль организации процесса тестирования, сертификации и проверки российского оборудования на действующих сетях операторов. «В частности, хотел бы привести пример эффективного сотрудничества, когда вместе с одной из крупнейших телекоммуникационных компаний России — компанией “Ростелеком”, мы организовали на территории Республики Башкортостан лабораторию по тестированию различных новинок российского телекоммуникационного оборудования в специальной лаборатории, — сказал Николай Никифоров. — Отмечу, что после детального тестирования скорость принятия решения по внедрению российских продуктов значительно повышается. Это создает необходимый спрос и позволяет перейти на более активное использование российского оборудования».

В заключение Николай Никифоров выразил уверенность, что инициативы по регулированию законодательства в области государственных закупок представляются целесообразными, и отметил, что по этому вопросу ведомство ведет непрерывный диалог с коллегами по Правительству и профильным комитетам Госдумы.